10 - 11 Июня 2017

Минск

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ПО DASEIN-АНАЛИЗУ

ЗА ПРЕДЕЛАМИ

ЗНАЧЕНИЯ И РЕЧИ

Дазайн-анализ, исторически вышедший из классического психоанализа, вслед за таковым вполне обосновано может называться «разговорной терапией». Эта обоснованность тем более возрастала, чем большей (вопреки классическим психоаналитическим догмам) становилась степень вербального участия дазайн-аналитиков в разговоре со своими анализантами. Приоритетное место разговора в дазайн-аналитической психотерапии предопределило и приоритетную методологию – истолкование значений проговоренного содержания, или герменевтику. Бесспорность этих положений не должна, однако, привести к редуцированному пониманию дазайн-аналитической терапии – и в плане того, с чем она работает, и в плане того, как она работает. В этой связи целью семинара является рассмотрение феноменов и методологических вопросов, которые открывают внеречевое и внегерменевтическое измерения в коммуникации анализанта и аналитика.

Институт Dasein-Анализа (ЦМГИ, Минск)

Журнал HORIZON.Феноменологические исследования (Санкт-Петербург)

Центр исследований по философской антропологии ТОПОС (ЕГУ, Вильнюс)

НА ОБСУЖДЕНИЕ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:

список не является исчерпывающим

режимы речи и невербальные аспекты терапевтической коммуникации;

____________

феномен молчания и его роль в психотерапии;слушание и слышание в терапевтической коммуникации;

____________

внимание и внимательность;

___________

тело и его «немые свидетельства» в терапевтическом взаимодействии;

интенсивность присутствия на сеансе;

___________

философские теории, помогающие осмыслить внеречевое и внегерменевтическое измерения психотерапевтического дазайн-анализа.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

загрузить подробную версию

Ирина Глухова (Минск)

О ГЛУБИНЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В поиске критериев эффективности психотерапии исследователи чаще всего обращаются к анализу  роли и вклада терапевта, к его принадлежности к той или иной школе, к количеству часов, затраченных им на обучение и личную терапию. Количественные оценки различаются, однако ограниченность влияния перечисленных факторов ни у кого не вызывает сомнений. При этом оказывается, что примерно 40% вклада в  результат дает такой трудноизмеримый феномен как «глубина терапевтических отношений» (relational depth). Мы постоянно – хоть по большей части и безуспешно –  пытаемся схватить его в терминах невербальных телесных знаков, понимания и внимания, молчания и речи. В докладе  глубина терапевтических отношений будет рассмотрена с двух точек зрения: плюралистического консультирования, предложенного британским  экзистенциальным терапевтом Миком Купером, и  dasein-аналитического подхода Алисы Хольцхей-Кунц. 

 

 

Первоначальная аналитика позволяет наметить четыре фокуса тематизации феномена молчания в психотерапии. Первый связан с хайдеггеровским пониманием молчания как экзистенциального модуса речи,  что позволяет рассмотреть такие его конститутивные моменты, как: то, о чем молчания, молчание как сообщение и молчание как извещение. Второй фокус тематизации предполагает дифференциацию двух видов опыта: молчания, как принадлежного речи, и внутренней тишины, как внеречевого опыта, а также исследование условий возможности последнего. Третий фокус тематизации связан с исследованием модусов собственно молчания, как то: промалчивание – как внутреннее движение к схватыванию и пониманию невысказываемого; умалчивание и замалчивание – как попытка сокрытия уже явленного присутствующего о чем речи; отмалчивание – как попытка негации непроявленного присутствия при том, что есть о чем сказать и т. д. И, наконец, исследование онтических модусов молчания в рамках психопатологического исследования: аутистическо-шизофреническое молчание как принципиальная невозможность озвучивания, истерическом упорствующее молчание,  кататоническое молчание у депрессивного больного, травматическое молчание как несостоявшемся забвение, в котором принципиальным элементом свидетельства о травматическом опыте становится «некий изъян, а именно, что выжившие свидетельствуют о чем-то таком, о чем свидетельствовать невозможно» (Агамбен, Homo Socer).

 

 

 

 

Понимание герменевтики как практики истолкования значения проговоренного содержания отвечает шлейермахеровскому видению границ герменевтики. Между тем, Дильтей, а затем Хайдеггер существенным образом пересматривают и расширяют эти границы. Этот пересмотр границ герменевтического в философии М. Хайдеггера происходит в контексте того процесса, который Г.-Г. Гадамер обозначает как "переход от мира науки к миру жизни", и завершается в поздних хайдеггеровских работах, где термины "герменевтика" и "герменевтическое" уже не употребляются. Если мы теперь обращаемся к дазайн-аналитической практике, правомерно поставить вопрос о том, как развиваемое Хайдеггером понимание герменевтического - от более ранних его работ (понимание как экзистенциал в БиВ) и до его поздней философии языка (язык как дом бытия) - будет выглядеть в работе с клиентом, и как в этой работе будут выглядеть границы герменевтического, языка и речи.  

Теодор Адорно в последней части «Негативной диалектики» спрашивает, как возможна поэзия после Освенцима и отвечает, что «…неверно, неправильно, что после Освенцима поэзия уже невозможна. Правильно, наверное, будет задаться менее “культурным” вопросом о том, а можно ли после Освенцима жить дальше…» Однако, что значит это время-после, время-дальше? Как можно говорить о времени-после? Мы все, независимо от специфики национальной истории, существуем в посткатастрофическом времени и несем на себе груз ответственности за прошлые, но так до конца и не осмысленные ужасы, главный из которых для исторической ситуации 20 века – это тоталитаризм. Пост-катастрофический ландшафт опустошен и возвращен нашему взгляду в его не-уютности. Автономия Я-субъекта оказывается под угрозой. Это глубинное переживание катастрофического события, чудовищность и невероятность случившегося подготавливает переход к каталептическому сознанию, практикующему забвение и формирующему определенного субъекта – этот субъект будет продуктом бегства из невыносимой ситуации перманентного распада мира, невозможности его собрать, отсутствия точки сборки и основания для сборки. Этот пост-травматический субъект, субъект времени-после,  оказывается распят между постоянно длящейся болью (то, что не перестает создавать боль, остается в памяти) и силой забвения как механизма защиты. Невозможность выбрать – вот что делает этого субъекта равным безумцу, т.е. нам с вами. Темой литературы (параллельно с философией и немного опережая ее) становится тема неспособности писать – так уже у Малларме. Предметом размышлений – предел собственной мысли. Предполагается обращение к многочисленным исследованиям в области Memory и Trauma Studies.

 

 

 

 

В феноменологической философии существует целый ряд подходов, исследующих внеязыковое и внегерменевтическое измерения человеческого опыта. Дазайн-аналитическая теория сама по себе не отрицает значимости таких исследований; вместе с тем в качестве психотерапевтической практики дазайн-анализ выполняет, в первую очередь, герменевтическую задачу. Успех терапии, как правило, связывается с верностью толкований психопатологических феноменов и достижением должного уровня взаимопонимания в коммуникации пациента и аналитика. В докладе будет показано, что в современном мире очерченная герменевтическая установка должна быть дополнена существенно иным режимом психотерапевтического взаимодействия, целью которого является не прояснение значения того или иного феномена, равно как и не осмысление совокупного жизненного опыта, а непосредственное переживание анализантом полноты собственного физического присутствия в мире. Целью доклада является при этом не обращение к неким специальным видам телесной терапии, а обоснование тезиса о том, что указанное внегерменевтическое измерение является неотъемлемым элементом дазайн-анализа, придающим последнему концептуальную полноту и терапевтическую эффективность. Предметом обсуждения станут работы Мартина Хайдеггера, Ойгена Финка, Алисы Хольцхей-Кунц, Ханса Ульриха Гумбрехта.

Ирина Казакова (Санкт-Петербург)

ТЕМАТИЗАЦИЯ ОПЫТА МОЛЧАНИЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДАЗАЙН-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕТКИВЕ

Алексей Лызлов (Москва)

СЛУШАТЬ КЛИЕНТА/СЛУШАТЬ ЯЗЫК.

ГРАНИЦЫ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО В ДАЗАЙН-АНАЛИЗЕ В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА М.ХАЙДЕГГЕРА

Наталья Артёменко (Санкт-Петербург)

КАТАЛЕПТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОСТ-ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ​​

Татьяна Щитцова (Минск/Вильнюс)

ТЕЛЕСНО-АФФЕКТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВНЕГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДАЗАЙН-АНАЛИЗА

К участию в семинаре приглашаются психологи, психотерапевты, философы, интересующиеся дазайн-аналитической традицией и расположенные к междисциплинарному обсуждению практических и теоретических вопросов терапевтического взаимодействия.

НА ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА УЧАСТИЕ (без выступления)

  • информация о заявителе: специальность, ученая степень и/или должность, место работы, основные публикации (если есть), (для психологов и психотерапевтов) стаж практической работы (если есть);

  • тема и формат выступления (доклад, представление случая);

  • аннотация выступления (200-300 слов);

  • контактный имейл.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

  • информация о заявителе: образование, специальность, ученая степень и/или должность, место работы, основные публикации (если есть), (для психологов и психотерапевтов) стаж практической работы (если есть);

  • контактный имейл.

ДЕДЛАЙН ПОДАЧИ ЗАЯВОК: 

1 МАЯ 2017

ДЕДЛАЙН ПОДАЧИ ЗАЯВОК: 

20 МАЯ 2017

Регистрационный взнос составляет: 

30 евро для выступающих;

50 евро для участников.

 

Оплата производится по факту прибытия на семинар.

Оплата может производиться в евро или в беларусских рублях в сумме, эквивалентной сумме евро (по курсу Нацбанка РБ на день оплаты).

ЗАЯВКИ НАПРАВЛЯТЬ ПО АДРЕСУ: daseinsanalyse.minsk@gmail.com

Поиск на сайте

Проекты

Партнёры

Институт Dasein-Анализа

 

Гуманитарные науки как фактор культурных трансформаций

 

Гуманитарные исследования в области медицины

 

ФИЛИЯ

Центр исследований по

     философской антропологии ТОПОС        (Европейский Гуманитарный Университет, Вильнюс)

 

Общество герменевтической антропологии и Dasein-анализа

 

©Copyright 2018 CIRHS
Design by Alexandra Logvinova
Images used on the website are the courtesy
of Dreamstime.com and shutterstock.com 
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now